Хакасское УФАС России: не нарушаете антимонопольное законодательство!

Сегодня, 11 сентября, Хакасское УФАС России провело традиционные публичные обсуждения результатов правоприменительной практики под председательством временно исполняющая обязанности руководителя управления Ольги Широковой. С докладами выступили заместитель     руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы Ольга Липина, начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий Анна Тукачева.

Тема актуальная: «О результатах правоприменительной практики Хакасского УФАС России за III квартал 2019 года в сфере контроля антимонопольного законодательства».

Антимонопольный контроль включает в себя несколько направлений: контроль за монополистической деятельностью, запрет на недобросовестную конкуренцию, запрет на ограничение конкуренции со стороны органов власти, запрет картелей, контроль торгов.

Достаточно подробно, с примерами, докладчик рассказала о нарушениях антимонопольного законодательства, которые чаще всего встречаются в работе Хакасского УФАС России. Это заключение соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами, что сделали пассажироперевозчики, повысив на одну и ту же величину стоимость проезда.

– Существует российская специфика антиконкурентных соглашений, где организатор или участник – орган власти. Целями таких соглашений являются:

обеспечение преференции «своим», воспрепятствование равным условиям конкурентной борьбы, устранение с рынка «неугодных», – перечислила Ольга Липина.

 – В последнее время наблюдается вал нарушений, связанных с «дроблением» сделок. Рассмотрели дело: общая цена сделки с единым предметом составляет более ста тысяч рублей, однако стороны раздробили сделку на несколько договоров с ценой менее ста тысяч рублей. Это позволяет уйти от проведения конкурентных процедур отбора поставщика, но является нарушением антимонопольного законодательства, – предупредила Ольга Широкова. – Подобного рода нарушения антимонопольного законодательства (п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции) зафиксированы на территориях Усть-Абаканского, Аскизского, Ширинского и Алтайского районов.

Нарушение антимонопольных требований к торгам является предметом основной части заявлений и обращений в отношении органов власти, поступающих в адрес Хакасского УФАС России.

Зачастую на ограничение конкуренции на торгах указывают при подаче жалоб на действия заказчиков, нарушающие требования законодательства о контрактной системе.

При этом с точки зрения процедуры закупка может быть проведена в полном соответствии с Федеральным законом 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но конкуренция при этом будет ограничена: к примеру, если заказчик предоставил информацию о предстоящих торгах до их объявления определенной компании, тем самым создав ей преимущественные условия.

– Примером нарушения положений пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции является заключение соглашения между заказчиком и хозяйствующим субъектом при проведении торгов на право приобретения квартир для детей-сирот. Как установлено антимонопольным органом, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Аскизского района фактически координировал действия участников торгов, распределяя между ними лоты. В результате таких действий в закупках квартир для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, хозяйствующие субъекты участвовали по одному, «забирая» аукционы по начальной максимальной цене контракта, – привела пример Ольга Липина. – Аналогичное нарушение выявлено в Усть-Абаканском районе республики. Решение в отношении органа местного самоуправления Усть-Абаканского района обжалуется в Арбитражном суде Республики Хакасия.

Наибольшее количество нарушений в части злоупотребления хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке выявляется Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в сфере электроэнергетики.

– Среди наиболее часто встречающихся нарушение субъектом естественной монополии правил технологического присоединения № 861, нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объектов. Кроме того, неправомерные действия хозяйствующих субъектов при проведении проверок приборов учета как составление актов безучетного потребления, – взяла слово Анна Тукачева.

Согласно изменениям, внесенным в Закон о защите конкуренции в 2016 году, институт предупреждений получил свое распространение на нарушения, допускаемые органами власти. Получив предупреждение УФАС, орган власти может избежать возбуждения дела, устранив признаки нарушения в установленный срок.

– За 8 месяцев текущего года в адрес Хакасского УФАС России поступило 86 заявлений. По результатам их рассмотрения 47 отказано в возбуждении дела, выдано 9 предупреждений, возбуждено 18 дел по признакам нарушения Закона о защите конкуренции. 12 заявлений находятся на рассмотрении, – привела данные заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы Ольга Липина.

В мероприятии приняли участие представители государственных и муниципальных органов власти.

Антимонопольная служба является участником реформы контрольно-надзорной деятельности, цель которой – уменьшить ущерб от нарушений антимонопольного законодательства и законодательства РФ в целом, снизить административную нагрузку на бизнес и повысить качество контрольно-надзорных функций.

В рамках данного мероприятия у присутствующие задавали вопросы, на которые получили полные и компетентные ответы. 

 

 

 

Файлы для скачивания

Публичное обсуждение результатов правоприменительной практики Хакасского УФАС России за III квартал 2019 года в сфере контроля
Тип файла: ppt
Размер файла: 1.15 МБ