РЕШЕНИЕ по жалобе № 019/01/18.1-221/2024

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 019/01/18.1-221/2024

 

14.03.2024 года                                                                                    г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договора

при участии представителей:

Заявителя - Индивидуального предпринимателя «Х» (далее –ИП "Х", Предприниматель, Заявитель):

- ..., на основании доверенности б/н от 28.02.2024г.,

- ..., на основании доверенности №19 АА 02655455 от 11.01.2021г.,

Организатора торгов – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее - Организатор торгов, Минтранс Хакасии):

- .., на основании доверенности № 180-609-ОЕ от 16.02.2024,

рассмотрев жалобу ИП "Х" на действия организатора торгов – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия и его комиссии при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия по нерегулируемым тарифам № 12-2023 (Лоты № 2, 3, 4) , в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 26.02.2024 года вх. № 1812/24 поступила жалоба ИП "Х" на действия организатора торгов – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия и его комиссии при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия по нерегулируемым тарифам № 12-2023 (Лоты № 2, 3, 4)

Заявитель считает, что комиссией организатора торгов необоснованно начислено ему 0 баллов по критериям оценки № 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.7, 4.

На рассмотрении жалобы представители Заявителя поддержали доводы, указанные в жалобе, и настаивали на их обоснованности.

В адрес Хакасского УФАС России Организатором торгов представлен пакет документов, в том числе письменные пояснения, в которых Минтранс Хакасии выражает несогласие с доводами Заявителя, считая жалобу необоснованной.

На заседании комиссии по рассмотрению жалобы представитель Организатора торгов поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, и просил признать жалобу необоснованной, а также представил дополнительные письменные пояснения в материалы дела.

При рассмотрении жалобы у Комиссии антимонопольного органа возникла необходимость в получении дополнительной информации, в связи с чем, на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, срок принятия решения был продлен до 14 марта 2024 года в 13 часов 30 минут.

 

После объявленного перерыва представителями ИП "Х" представлены  дополнительные пояснения к жалобе (таблица транспортных средств, которые рассматривалась в качестве покупки, одобрение типа транспортных средств).

Комиссия Хакасского УФАС России рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и установила следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Данная норма определяет круг лиц, правомочных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Установлено, что ИП "Х" подал заявку на участие в открытом конкурсе № 12-2023 по лотам № 2, 3, 4, соответственно, является лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения указанных торгов, следовательно, Заявитель - ИП "Х" обладает правом на обжалование таких торгов в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

 

28.02.2024 года на сайте организатора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено извещение о  проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия по нерегулируемым тарифам № 12-2023.

На основании Протокола №1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе № 12-2023 от 30.01.2024 года:

Участники открытого конкурса по ЛОТУ № 2:

Индивидуальный предприниматель "Х"

Индивидуальный предприниматель "Х.К"

Индивидуальный предприниматель "Б"

Участники открытого конкурса по ЛОТУ № 3:

Индивидуальный предприниматель "К"

Индивидуальный предприниматель "Х"

Индивидуальный предприниматель "Х.К"

Индивидуальный предприниматель "Б"

Участники открытого конкурса по ЛОТУ № 4:

Индивидуальный предприниматель "Х"

Индивидуальный предприниматель "Х.К"

Индивидуальный предприниматель "Б"

Протоколом № 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе № 12-2023 от 14.02.2024г. конкурсной комиссией принято решение о соответствии требованиям  всех участников открытого конкурса по Лотам № 2,3,4.

Согласно Протоколу № 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе № 12-2023 от 21.02.2024г. конкурсная комиссия приняла решение:

по лоту №2

- Присвоить первый номер заявке на участие в конкурсе: ИП "Б"

- Присвоить второй номер заявке на участие в конкурсе: ИП "Х.К"

- Присвоить второй номер заявке на участие в конкурсе: ИП "Х"

по лоту №3

- Присвоить первый номер заявке на участие в конкурсе: ИП "Б"

- Присвоить второй номер заявке на участие в конкурсе: ИП Конопелько С.Н.

- Присвоить третий номер заявке на участие в конкурсе: ИП "Х.К"

- Присвоить третий номер заявке на участие в конкурсе: ИП "Х"

по лоту №4

- Присвоить первый номер заявке на участие в конкурсе: ИП "Б"

- Присвоить второй номер заявке на участие в конкурсе: ИП "Х.К"

- Присвоить второй номер заявке на участие в конкурсе: ИП "Х"

ИП «Х» В.М. по Лотам 2,3,4 присвоено 6 баллов (в том числе по критериям оценки № 3.1, 3.2,3.3, 3.4, 3.5, 3.7, 4  присвоено 0 баллов), так как ИП «Х» не были предоставлены документы, либо копии документов, позволяющих оценить транспортные средства.

 

Комиссия, рассмотрев в полном объеме представленные документы, а также заслушав пояснения сторон, приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о перевозках) предусмотрен порядок проведения открытого конкурса.

Приказом Минтранса Хакасии № 180-П-221 от 28.12.2023г. определено провести открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия по нерегулируемым тарифам № 12-2023.

Приказом Минтранса Хакасаии № 180-П-222 о 28.12.2023г. утверждена конкурсная документация на проведение открытого конкурса № 12-2023 на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия по нерегулируемым тарифам (далее — конкурсная документация).

Согласно части 1 статьи 23  Закона о перевозках к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе;

3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;

4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;

5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества);

6) отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 настоящего Федерального закона.

В силу требований части 2 статьи 24 Закона о перевозках форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений Закона о перевозках.

Частью 3 статьи 24 Закона о перевозках определены критерии оценки и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе.

Шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий (пункт 4 статьи 24 Закона об организации перевозок).

Приложением № 3 Постановления Правительства Республики Хакасия от 29.03.2018 № 125 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 № 126-ЗРХ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» (далее — Постановление № 125) утверждена шкала для оценки критериев, по которым осуществляются оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Аналогичная  шкала для оценки критериев, по которым осуществляются оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе указана в конкурсной документации.

Согласно пункту 7.2 конкурсной документации заявка на участие в конкурсе содержит конкурсное предложение и прилагаемые к нему документы.

 На основании подпункта 8 пункта 7.3. конкурсное предложение подается по форме, установленной конкурсной документацией (приложение 3), и должно содержать, в том числе:

8) характеристики транспортных средств, предлагаемых для работы на маршруте, с указанием вида, категории, класса транспортного средства, общей вместимости и количества посадочных мест, экологического класса, оснащения транспортного средства дополнительным оборудованием, в том числе оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов.

В соответствии с пунктом 7.5 конкурсной документации в целях оценки и сопоставления заявки, на участие в открытом конкурсе в соответствии со шкалой для оценки критериев соискатель на участие в открытом конкурсе, вправе дополнительно представить следующие документы:

1) документы, либо копии документов, позволяющих оценить транспортные средства, предлагаемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства, по критериям, установленным пунктами шкалы для оценки критериев 1, 2, 3, 4 (приложение 1 к конкурсной документации);

2) копии документов, подтверждающих опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества (подтверждается исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами).

В случае непредставления документов, указанных в подпунктах 1, 2 настоящего пункта, либо представления документов, не позволяющих оценить заявку по какому- либо из установленных пунктами 1, 2, 3, 4 шкалы для оценки критериев (приложение 1 к конкурсной документации), указанные критерии оцениваются в 0 баллов.

Вместе с тем, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что ИП "Х" в конкурсном предложении (лотам 2,3,4) указаны данные о двух предлагаемых для работы на маршрутах транспортных средствах: вид - автобус, сведения о марке и модели отсутствуют, категория, класс указаны: М3(1), малого и (или среднего класса), экологический класс 4, общая вместимость/ количество посадочных мест от 23 до 37 (включительно)/от 16 до 20 (включительно), оснащение ТС низким полом - нет, дополнительным оборудованием - наружным информационным табло, наличие видеорегистратора и в салоне ТС видеокамер; спецоборудованием для инвалидов и других маломобильных групп населения - автономный речевой информатор для информирования об остановочных пунктах инвалидов по зрению, электронной бегущей строки для информирования об остановочных пунктах инвалидов по слуху, таблица, выполненная шрифтом Брайля для слабовидящих пассажиров, аппаратура мониторинга ТС - ГЛОНАСС, тахограф. Также в заявке указан максимальный срок эксплуатации ТС - менее 10 лет, количество дверей для входа-выхода пассажиров - две служебные двери.

К заявке (предложению) приложены следующие копии документов: выписка из реестра лицензий и копия лицензии; общие сведения об участнике; копия свидетельства о регистрации ИГ1; копия выписки из ЕГРИП; копия 2-13 страниц паспорта; обязательство о подтверждении наличия ТС, предусмотренных заявкой; копия сведений об отсутствии задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ; справка о количестве ДТП; информация о ТС, имевшихся у Предпринимателя в течение прошедшего года; декларация; обязательство об оснащении ТС доп. оборудованием, документы в подтверждение опыта перевозок.

Между тем, ИП "Х" в составе заявки не представлены документы, либо копии документов, позволяющие оценить предлагаемые им транспортные средства для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства.

 Таким образом, из анализа заявки ИП "Х" на предмет соответствия условиям конкурсной документации, в том числе с учётом положений пункта 7.5 конкурсной документации, следует, что конкурсная комиссия правомерно оценила по критериям оценки № 3.1, 3.2,3.3, 3.4, 3.5, 3.7, 4 заявку ИП "Х" в 0 баллов, поскольку в составе заявки отсутствовали документы, позволяющие оценить транспортные средства. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

При этом Комиссия Хакасского УФАС России отмечает, что полномочия комиссии организатора торгов при оценки и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе ограничены проверкой их соответствия требованиям конкурсной документации. Обязанностью комиссии в рассматриваемом случае является оценка и сопоставление заявок формальным требованиям и условиям, сформулированным в конкурсной документации.

На основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашёл своего подтверждения, в виду чего жалоба является необоснованной.

 

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Так, в ходе рассмотрения жалобы ИП "Х", Комиссией Хакасского УФАС России установлены иные нарушения в действиях организатора торгов, что выразилось в следующем.

Пунктом 5 статьи  4 Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 № 126-ЗРХ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» (далее - Закон Республики Хакасия  № 126) определено, что основными целями настоящего Закона является обеспечение добросовестной конкуренции между перевозчиками.

Согласно пункту 3 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 № 126 организация регулярных перевозок основывается, в том числе на принципе равенства прав и обязанностей перевозчиков независимо от их форм собственности при проведении открытых конкурсов и при осуществлении регулярных перевозок.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7.5 конкурсной документации, в целях оценки и сопоставления заявки, на участие в открытом конкурсе в соответствии со шкалой для оценки критериев соискатель на участие в открытом конкурсе, вправе дополнительно представить следующие документы:

1) документы, либо копии документов, позволяющих оценить транспортные средства, предлагаемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства, по критериям, установленным пунктами шкалы для оценки критериев 1, 2, 3, 4 (приложение 1 к конкурсной документации);

При этом, в случае непредставления документов, указанных в подпунктах 1, 2 настоящего пункта, либо представления документов, не позволяющих оценить заявку по какому- либо из установленных пунктами 1, 2, 3, 4 шкалы для оценки критериев (приложение 1 к конкурсной документации), указанные критерии оцениваются в 0 баллов.

 

Вместе с тем, к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, принявшие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе (пункт 2 части 1 статьи 23 Закона о перевозках).

В подпункте 9 пункта 7.4 конкурсной документации указано, что к конкурсному предложению прилагается, в том числе документ о принятии на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, подтвердить не позднее чем в 10-дневный срок со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок либо протокола жеребьевки, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе (далее — «обязательство по подтверждению наличия транспортных средств»).

Таким образом, из указанных норм следует, что обязанность подтвердить наличие транспортных средств на праве собственности или на ином законном основании (в том числе представить документы, подтверждающие заявленные характеристики транспортных средств) фактически возникает у победителя открытого конкурса в сроки, определенные конкурсной документации, а не у соискателя открытого конкурса на стадии подачи заявки.

В свою очередь, условие, предусмотренное подпунктом 1 пункта 7.5 конкурсной документации в части представления документов, позволяющих оценить транспортные средства, предполагает фактическое наличие транспортных средств у соискателя конкурса на момент подачи заявки, что, в свою очередь, ставит в неравное положение участников, представивших в конкурсном предложении «обязательство по подтверждению наличия транспортных средств», то есть в распоряжении которых еще не имеется документов, позволяющих оценить транспортные средства, которые, например, только планируется приобрести в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Разделом 10 Конкурсной документации определен порядок оценки и сопоставления заявок участников открытого конкурса, в том числе:

10.2. Оценка заявок участников открытого конкурса проводится в соответствии с критериями конкурсного отбора участников конкурса, указанными в приложении 1 к конкурсной документации, требованиями статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, постановления Правительства Республики Хакасия от 29.03.2018 № 125 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 № 126-ЗРХ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия».

10.3. На основании результатов оценки заявок осуществляется их сопоставление. Комиссией каждой заявке относительно других по мере уменьшения набранных баллов присваивается порядковый номер.

В свою очередь, заявка ИП "Х", которая содержит характеристики предлагаемых транспортных средств, соответствует вышеперечисленным условиям открытого конкурса, но вместе с тем, указанное условие в пункте 7.5 не соответствует пункту 10.2 конкурсной документации, что привело к оценке заявки Предпринимателя в 0 баллов по спорным критериям оценки.

Комиссия полагает, что указанное в абз. 2 пп.2 п.7.5 конкурсной документации условие не соответствует основной цели и принципам Закона Республики Хакасия  № 126, в виду чего, такие действия  организатора торгов нарушают положения пункта 5 статьи 4 и пункта 3 статьи 5  Закона Республики Хакасия  № 126.

 

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Хакасского УФАС России принимает решение о необходимости выдачи организатору торгов – Минтрансу Хакасии и его комиссии предписания об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Хакасского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП "Х" необоснованной.

2. Признать Организатора торгов нарушившим пункт 5 статьи 4 и пункт 3 статьи 5 Закона Республики Хакасия  № 126.

3. Организатору торгов и его комиссии выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Файлы для скачивания

microsoft_word_document.docx
Тип файла: docx
Размер файла: 0.02 МБ
microsoft_word_document_2.docx
Тип файла: docx
Размер файла: 0.01 МБ