Антимонопольный комитет следит за добросовестной конкуренцией при размещении госзаказов
Сегодня начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Марина Кирьян рассказала слушателям радио ГТРК – Хакасия о типичных нарушениях при размещении государственного заказа.
- Сегодня без государственного заказа, что называется, никуда. Бюджетные учреждения выступают в роли заказчиков, а подрядные организации – исполнители работ, услуг, поставщики товаров исполняют эти заказы. Государственный и муниципальный заказ является стабильным доходом бизнеса, поэтому все стремятся получить его. Но нарушения при размещении государственного заказа, к сожалению, имеются как с одной стороны, так и с другой.
К наиболее распространенным нарушениям законодательства о размещении заказов относятся:
- выбор способа размещения заказа, противоречащий требованиям законодательства о размещении заказов;
- установление требований к участникам размещения заказа, противоречащих законодательству о размещении заказов;
- установление требований о представлении в составе заявки на участие в торгах документов и сведений, не предусмотренных ч. 3 ст. 25, ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ;
- признание победителем торгов, победителем в запросе котировок участника размещения заказа, который необоснованно допущен к участию в торгах или в запросе котировок;
- необоснованный отказ участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах, запросе котировок;
- нарушение сроков, установленных извещением о проведении торгов (документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок), вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (аукционе) и открытия доступа к электронным заявкам на участие в конкурсе (аукционе), а также процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок;
- установление не предусмотренных ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ критериев оценки заявок на участие в конкурсе, если применение таких критериев привело к выбору победителя;
- нарушение порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленного в конкурсной документации, применение критериев оценки заявок на участие в конкурсе, не предусмотренных извещением о проведении конкурса, конкурсной документацией, нарушение порядка определения победителя конкурса, аукциона, запроса котировок;
- неразмещение или неопубликование протоколов, составленных в ходе размещения заказа, на официальном сайте, в официальном печатном издании;
- нарушение применения правил и способов обеспечения исполнения контракта.
Например, конкурс на поставку для одного из муниципальных образований Хакасии автомобиля, с такими техническими требованиями, под которые подходит только единственная машина.
Нередки случаи, когда конкурсная документация не содержит четких критериев оценки заявок, что затрудняет участие в госзаказе всех заинтересованных лиц и приводит к победе в торгах компаний, которые обладают инсайдерской информацией о госзаказе.
Некоторые из участников государственного заказа сталкиваются с проблемой невозможности прочтения конкурсной документации, ввиду того, что она представлена на страницах сайта в нечитаемом виде или может быть открыта с использованием узкоспециализированного программного обеспечения. Это тоже является нарушением.
Закон устанавливает единый порядок размещения заказов, предоставляя участникам равные права, обеспечивая гласность и открытость, предотвращая коррупцию и другие злоупотребления.