Антимонопольщики Хакасии: от контроля к предупреждению
«Нас замучили проверки», – жалуются предприниматели. «А как без них, если у вас нарушения?», – парируют контролирующие ведомства.
В текущем году основными направлениями контрольно-надзорной реформы станет устранение избыточных и устаревших требований. О них – наш разговор с ведущим специалистом антимонопольной службы Хакасии Ольгой Маровой.
– Ольга Олеговна, не так давно вы были на сессии, посвященной этой реформе. Зачем изобретать велосипед, когда можно отменить на 90 процентов вот эти надзорные и контрольные мероприятия. Что нового, полезного рассказали на сессии?
– Да, в Москве прошла проектно-аналитическая сессия кадрового актива реформы контрольно-надзорной деятельности. Это, своего рода, пилотный проект, в котором принимают участие 12 контрольно-надзорных органов, среди которых налоговая, МЧС, Роспотребнадзор, Росздравнадзор и, конечно, Федеральная антимонопольная служба России. Цели реформы глобальные, их необходимо реализовать до 2025 года: снизить количество вреда по тем рискам, которые контролирует государство (в два раза), в нашем случае это ущерб, наносимый конкуренции. Также сократить административное давление на бизнес в два раза – это на 50% число плановых проверок хозяйствующих субъектов. В общем, построить эффективную систему государственного контроля и надзора.
Реформа контрольно-надзорной деятельности это переход от «палочной» системы к партнерской, от выявления случившихся нарушений к их профилактике. При этом такая система не означает отказа от репрессивных функций. Иначе зачем тогда нужны контрольно-надзорные органы?
Не соглашусь с вами, что, если убрать 90 процентов всех плановых проверок, все изменится в лучшую сторону. Проверки нужны, но они должны быть обдуманными и эффективными.
Чтобы внедрить в жизнь поставленные задачи, кадровый актив реформы разрабатывал управленческие инициативы, которые в течение этого года необходимо внедрить в своем регионе.
– И что вы предлагаете сделать для снижения нагрузки на бизнес?
– Во-первых, предлагается создать перечень обязательных требований для поднадзорных субъектов в доступной, понятной и компактной форме. На московской сессии одним из выступающих был министр открытого правительства Михаил Абызов. Он привел следующий пример: начинающий предприниматель пожаловался – объем требований, которые ему необходимо соблюдать – это огромные тома, папки, размером от пола в высоту метра полтора, если не больше. Прочитать сложно, а выполнить – тем более. Для решения этой проблемы, в частности, участники кадрового актива предложили создать бизнес-навигатор. Нужно один раз заполнить данные о себе, как хозяйствующем субъекте (виды деятельности), затем система сама определит перечень тех обязательных требований, которые тебе, как участнику рынка, нужно соблюсти.
– Ваше отношение к проверкам?
– Плановые проверки, безусловно, нужны. Но, как я уже сказала, такие проверки должны быть обдуманными и эффективными. Нужно найти баланс: с одной стороны, не «кошмарить» бизнес, а с другой стороны, проверять там, где высокая вероятность причинения вреда.
– Как соотносятся качество и безопасность товаров, а также услуг для потребителей при том, что контроль за деятельностью предпринимателей будет практически отсутствовать?
– Вопросы качества и безопасности товаров – это полномочия Роспотребнадзора, а не антимонопольной службы. Но могу сказать, что хуже точно не будет. Риск-ориентированный подход как раз направлен на усиление контроля за наиболее опасными производствами. Не нужно забывать также о возможности внеплановых проверок. Поступила жалоба – идем на проверку, независимо от категории риска. Выявили нарушение – уделяем более пристальное внимание подконтрольным субъектам.
– Что такое риск-ориентированный подход?
– Это проверки, направленные на предприятия с наибольшей степенью риска причинения вреда. Предприятия с низким уровнем риска освобождаются от проверок.
– И сразу возникает вопрос: как определить риск?
– Нужно оценить, насколько высока вероятность того, что произойдет какое-либо негативное происшествие. И второе: отрицательное воздействие этого происшествия. Проблема, которая здесь существует: количество подконтрольных субъектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорных органов по их проверке. Решение найдено: внимание проверяющих органов будет сконцентрировано на объектах, где нарушение безопасности может привести к наиболее тяжелым последствиям. Принципы риск-ориентированного подхода: масштабы бизнеса не определяют уровень
угрозы, типа – если предприятие большое, инспектор пойдет его проверять, если маленькое – идти незачем или наоборот: это неправильный подход. Категория риска динамично изменяется: добросовестное поведение подконтрольных субъектов поощряется. И, наконец, фокус проверок будет «заточен» на возможных последствиях несоблюдения обязательных требований, а не на факте их нарушения. Это значит, нужно подумать: что будет, если обязательные требования не соблюдены, и к каким последствиям это приведет.
– Какие плюсы жителям Хакасии от внедрения этой реформы?
– Реформа контрольно-надзорной деятельности начала активно внедряться с 2017 года. Сроки ее реализации – до 2025 года. Жители Хакасии – это в том числе предприниматели, директора организаций. Поэтому плюсы здесь очевидны: прозрачный и понятный контроль для подконтрольных субъектов – обязательные требования должны быть систематизированы, доступны на сайте ведомства. Это снижение затрат для бизнеса – профилактика нарушений через предостережения и предупреждения, дистанционное взаимодействие с органом контроля и подконтрольного лица. Также снижение затрат для государства – автоматизация процессов деятельности органа контроля. А выпускники вузов будут стремиться поступить на госслужбу в контрольно-надзорные органы, поскольку качество кадровой политики повысится.
АДИ 19 " Антимонопольщики Хакасии: от контроля к предупреждению "