Ажиотаж как фактор роста цен

Тема ценообразования на сегодняшний день — одна из самых злободневных. Она занимает верхние строчки новостей в СМИ. Для того, чтобы довести до вас наиболее достоверную и актуальную информацию, что называется, из первых уст, мы побеседовали о ценах и тех факторах, которые сказываются на их росте, с руководителем Хакасского УФАС России Ксенией ЛЕБЕДЕВОЙ.

— Итак, Ксения Александровна, третью неделю в Хакасии (и не только), наблюдается рост цен, а также ажиотажный спрос на те или иные группы товаров. Мониторит ли ваше ведомство эту ситуацию, и какие предварительные выводы можно сделать?

— Безусловно, мы следим за ситуацией. В нашем управлении действует горячая линия, и достаточно много звонков поступает от жителей. Жалобы касаются цен на разного рода товары, продукцию, услуги, представленные в Хакасии, в том числе цен на социально значимые продукты, которые мы отслеживаем в ежедневном режиме. Именно этим наши сотрудники сейчас занимаются, помимо своей основной работы. Кроме того, покупатели недовольны удорожанием импортной техники, к примеру, и так далее. То есть, поток жалоб достаточно большой принимаем. Но мы для себя определились: будем работать по каждому обращению, делать соответствующие запросы и выяснять, насколько обосновано повышение стоимости товаров и услуг у хозяйствующих субъектов. Кстати, в отдельных случаях эффект достигается быстро. После того, как мы направили такой запрос в одну из торговых сетей, цены на указанные в запросе продукты упали буквально на следующий день… Хочу сказать, что самое важное в сложившихся экономических условиях для всех нас — сплотиться. Наши нравственные принципы не должны допускать злоупотреблений. Именно за этим мы будем следить. Еще раз повторюсь — каждый день.

— Только ли Хакасское УФАС занимается в регионе этой насущной проблемой или еще какие-то ведомства?

— Конечно, не только наше ведомство занимается этой работой. При правительстве республики создан оперативный штаб, куда входит большое количество участников, в том числе главы региональных министерств и ведомств. Было решено приглашать на заседания штаба и представителей торговых сетей, мелкооптовых поставщиков, чтобы помочь им справляться с такими затруднениями, как несвоевременные поставки продовольствия, какие-то иные вызовы времени, не доводя эти проблемы до конечного потребителя.

— А что можно сказать об ажиотажном покупательском спросе, в особенности на ключевые продукты?

— Уже сегодня у нас есть некоторые результаты мониторинга. Так, увеличение цен на сахар, безусловно, связано с ажиотажем. Поэтому огромная просьба к населению: не нужно запасаться впрок! У нас достаточно в Российской Федерации такой продукции — 68 сахарных заводов действуют. Надо понимать, что именно тотальная скупка тех или иных продуктов открывает для недобросовестных ретейлеров возможность повышать цены… Помните, как взлетела в самом начале пандемии коронавируса стоимость лимонов и имбиря? До 7000 рублей за килограмм цена на имбирь доходила, а сейчас, когда схлынула волна искусственного ажиотажа, ценники вернулись к нормальной отметке. Словом, мы (я имею в виду всех нас — как покупателей) «голосуем рублем» за будущее продуктовых полок. Если перестанем «сметать» товары подчистую, рынок насытится. Баланс спроса и предложения установит адекватные цены.

Записала
Елена ЛОБАНОВА