Хакасское УФАС: «Реклама не соответствовала прошедшему представлению»

ФАС И БОРЬБА С НЕДОСТОВЕРНОЙ РЕКЛАМОЙ. Случаи нарушения рекламного законодательства, связанные с недостоверной, ненадлежащей рекламой, рассмотрены территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Москве, Карачаево-Черкесской Республике и Челябинской области. Воронежское УФАС возбудило соответствующее дело в отношении ООО «Дневник.ру», а Хакасское УФАС – в отношении ИП, который привёз в республику якобы цирковое шоу (предыдущую подборку см. здесь).

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. В Воронежское УФАС обратился гражданин с жалобой на ООО «Дневник.ру». Заявитель указал, что на сайте https://dnevnik.ru/ распространяется информация рекламного характера.

В результате рассмотрения жалобы установлено, что в разделе «Дети» указанного сайта размещены баннеры с рекламой медицинских препаратов цитровир-3 и кагоцел, а также услуг онлайн-школы Skysmart. При этом закон о рекламе запрещает размещение рекламы в учебниках и другой учебной литературе, в том числе и в школьных дневниках.

Распространителем рекламы является ООО «Дневник.ру». В отношении общества возбуждено дело по признакам нарушения требований части 10 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в силу которых не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА. Карачаево-Черкесское УФАС рассмотрело материалы, связанные с размещением рекламного баннера с нарушением требований ФЗ «О рекламе».

Установлено, что собственником помещения, где размещалась информация рекламного характера с помощью рекламного баннера

«Французский, JUF, ШКОЛА …»,

является одно из ООО. Согласно пункту 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 этого же закона ненадлежащей признаётся реклама, которая не соответствует требованиям законодательства РФ. ООО необходимой лицензии на обучение не имело.

По факту размещения рекламного баннера с нарушением требований ФЗ «О рекламе было возбуждено дело, по итогам рассмотрения которого общество признано нарушившим пункт 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе. Ему выдано обязательное для исполнения предписание.

МОСКВА. В Московское УФАС поступила жалоба на рекламу в системе «Яндекс.Директ» следующего содержания:

«Регистрация товарного знака за 1 день!»  

По нормативным документам Федеральной службы по интеллектуальной собственности за один день возможно только подать заявку на государственную регистрацию товарного знака и  только при личном обращении в Роспатент в рабочие дни. Таким образом распространённая реклама нарушает пункт 4 части 3 статьи 5 закона о рекламе, согласно которому недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (в данном случае – относительно предлагаемых сроков оказания услуг).

Предприниматель в процессе рассмотрения антимонопольным органом данного дела удалил спорную рекламу, поэтому комиссия Московского УФАС пришла к выводу о нецелесообразности выдачи предписания. Тем не менее дело передано должностному лицу управления для возбуждения административного производства. 

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ. Хакасское УФАС возбудило дело в отношении бизнесмена из Краснодара. В сентябре он привёз в республику представление «Легенды мира». Этот петербургский цирк анонсировался как «шоу нового поколения, меняющее стереотипы».

На рекламных буклетах зрелищного мероприятия было обещано выступление более 10 видов животных, хомяков-парашютистов, а также воздушных гимнастов, эквилибристов и профессионального балета. Однако перед зрителями Хакасии выступили только три артиста: клоун, жонглёр и фокусник… Выступления состоялись в Абакане и Черногорске 15 и 18 сентября. На них пожаловались в антимонопольную службу разочарованные мамы маленьких детей. Заявители вместо разрекламированного в буклете шоу и зверей увидели «трёх мужчин, продемонстрировавших номера, ничего общего с цирком не имеющими».

Рассмотрение дела состоится 8 декабря. Если факт ненадлежащей рекламы краснодарский бизнесмен опровергнуть не сможет, то ему грозит штраф – от 4 тысяч до 20 тысяч рублей.

Ольга Липина, заместитель руководителя Хакасского УФАС, комментирует:

«Отсутствие в рекламе существенной части информации о рекламном продукте приводит к искажению смысла рекламы и вводит в заблуждение потребителей. В данном случае реклама цирка утверждала, что в программе задействованы леопарды и рыси, обезьяны и собаки, питоны и удавы, голуби и орлы, в шоу работают обладатели высоких наград, которые синтезируют все жанры циркового искусства: дрессура животных, воздушные гимнасты на полотнах и цепях, па-де-де, иллюзионные трюки, эквилибр, профессиональный балет. Однако, по утверждению заявителей, реклама не соответствовала прошедшему представлению. Это незаконно».

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. В Челябинское УФАС поступила информация о принятии мер по прекращению распространения рекламы с высшим должностным лицом региона. Контекстная реклама услуг кредитной амнистии с фотографией губернатора Челябинской области размещалась на одном из интернет-СМИ. В результате размещения указанной рекламной информации потребители могут быть введены в заблуждение.

Ссылка в рекламном баннере вела на стороннюю страницу с предложением платных услуг по списанию долгов и кредитов. Рекламодатель за счёт использования данной фотографии и информации о государственных программах пытался привлечь к своим услугам как можно большее число потребителей. Незаконное использование в рекламе фотографии высшего должностного лица Челябинской области обусловлено высоким уровнем доверия жителей региона к губернатору.

Антимонопольная служба по данному факту выдала порталу предостережение о недопустимости распространения данной рекламы, в том числе сервисами интернет-рекламы при аренде площадей на сайте. В настоящее время ведомство готовит материалы для возбуждения дела о нарушении закона о рекламе в отношении рекламодателя, а именно: части 3 статьи 5 (недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения) и пункта 2 части 5 статьи 5 (в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами).

(Соб. инф. по материалам территориальных УФАС России)