ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ ЗА IV КВАРТАЛ 2010 ГОДА И ЗА 2010 ГОД

Категория отчета:

Федеральный закон  от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) установил, что контроль за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками требований законодательства о размещении заказов осуществляется  Федеральной антимонопольной службой  и ее территориальными органами (далее – ФАС России) путем проведения плановых и внеплановых проверок (статья 17  Закона о размещении заказов).

 

  1. Осуществление контроля соблюдения законодательства при размещении заказов путем проведения проверок

 

В соответствии с положениями статьи 17 Закона о размещении заказов контроль за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками, операторами электронных площадок требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

В течение IV квартала 2010 года ФАС России  проведено:

  • 150  плановых проверок;
  • 3 345  внеплановых проверок размещения заказов для федеральных нужд;
  •  2 568 внеплановых проверок размещения заказов для нужд субъектов Российской Федерации;
  • 3 029 внеплановых проверок размещения заказов для муниципальных нужд.

 

 

 

 

ДИНАМИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАС РОССИИ ПРОВЕРОК

РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ В IV КВАРТАЛЕ 2010 ГОДА ПО СРАВНЕНИЮ С АНАЛОГИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ III КВАРТАЛА 2010 ГОДА

Как видно из приведенной диаграммы, количество проведенных ФАС России  плановых и внеплановых контрольных мероприятий в отчетном периоде 2010 года возросло на 19 % по отношению к прошлому отчетному периоду 2010 года. Данное обстоятельство объясняется выработкой общего подхода к проведению проверок и усилившимся контролем за выполнением планов проверочных мероприятий.

Всего же в 2010 году ФАС России проведено:

  • 542 плановые проверки;
  • 10 356  внеплановых проверок размещения заказов для федеральных нужд;
  • 7 494 внеплановых проверок размещения заказов для нужд субъектов Российской Федерации;
  • 10 336 внеплановых проверок размещения заказов для муниципальных нужд.

В ходе проведения контрольных мероприятий в IV квартале 2010 года проверено 55 972  случаев размещения заказов, из которых в 6 846 случаях (12 %) выявлены нарушения законодательства о размещении заказов. По результатам проведения плановых проверок заказчикам выдано 56 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов. При проведении внеплановых проверок выдано 291 предписание об устранении нарушений федеральным заказчикам, заказчикам субъектов Российской Федерации и муниципальным заказчикам выдано соответственно 151 и 211 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

Всего в 2010 году при проведении проверок ФАС России проверено 177 509 случаев размещения заказов. Из них в 22 823 случаях (13 %) выявлены нарушения законодательства РФ о размещении заказов. По результатам проведения плановых проверок заказчикам выдано 215 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов. При проведении внеплановых проверок выдано 671 предписаний об устранении нарушений федеральным заказчикам, заказчикам субъектов Российской Федерации и муниципальным заказчикам выдано соответственно 397 и 602  предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

ДИНАМИКА ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ В ХОДЕ ПРОВЕРОК

РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ В 2010 ГОДУ ПО СРАВНЕНИЮ С АНАЛОГИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ 2009 ГОДА

 

Как видно из приведенной диаграммы, в  2010 году значительно (на 41 %) увеличилось с  125 865 до 177 509 количество заказов, проверяемых в рамках проводимых контрольных мероприятий, что объясняется выработкой единых подходов к организации таких проверок.

По сравнению с  2009 годом в 2010 году   количество нарушений, выявленных в результате проведения проверок размещения государственных и муниципальных заказов,  снизилось с 16 % (2009 год) до 13 % (2010 год),  что  свидетельствует  о повышении навыков  заказчиков, уполномоченных органов, членов конкурсных, аукционных и котировочных комиссий при проведении процедур размещения государственных и муниципальных заказов. 

Таким образом, из анализа приведенных показателей прослеживается тенденция к снижению доли нарушений, допускаемых при размещении заказов государственными и муниципальными заказчиками, при увеличении числа проводимых ФАС России контрольных мероприятий и повышении их эффективности.

 

2. Обжалование результатов размещения заказов

 

В целях защиты прав и законных интересов участников размещения государственных и муниципальных заказов, а также повышения эффективности размещения государственных и муниципальных заказов ФАС России осуществлялась работа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов в соответствии с главой 8 Закона о размещении заказов.

За IV квартал 2010 года в ФАС России поступило  8 454 жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки,  либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии.  2 716 из поступивших жалоб поданы на действия заказчиков при размещении заказов для федеральных нужд, 2 531 - при размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации, 3 207 - при размещении заказов для муниципальных нужд. На основании части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов органами ФАС России заявителям возвращено 1 369 жалоб. Кроме того, на основании части 1 статьи 61 Закона о размещении заказов  705 жалоб отозвано самими заявителями. В результате рассмотрения по существу обоснованными признаны 2 817 жалобы (44 % от общего количества рассмотренных). По результатам рассмотрения жалоб выдано 2 864 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов.

Основной причиной возврата жалоб явилось невыполнение участниками размещения заказов обязательных требований статьи 58 Закона о размещении заказов. В частности распространенными нарушениями указанной статьи является отсутствие в материалах жалоб необходимых в соответствии с требованиями Закона  о размещении заказов сведений, а именно отсутствие доводов жалобы и документов, подтверждающих обоснованность жалобы.

ДИНАМИКА ПОСТУПЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ  ОРГАНАМИ ФАС РОССИИ В III  
И IV КВАРТАЛАХ 2010 ГОДА

Приведенные в данной таблице показатели наглядно свидетельствуют о сохранении количества поступающих жалоб в ФАС России.

Всего в 2010 году в  ФАС России поступило 28 314 жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. 9 008 из поступивших жалоб поданы на действия заказчиков при размещении заказов для федеральных нужд, 7 945 - при размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации, 11 361 - при размещении заказов для муниципальных нужд. На основании части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов органами ФАС России заявителям  возвращено 5 300 жалоб. Кроме того, на основании части 1 статьи 61 Закона о размещении заказов 2 136 жалоб отозвано самими заявителями. В результате рассмотрения по существу обоснованными признаны 9 490 жалоб (45 % от общего количества рассмотренных жалоб). По результатам рассмотрения жалоб выдано 9 890 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов.

 

ДИНАМИКА ПОСТУПЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ  ОРГАНАМИ ФАС РОССИИ В  2009  И  2010 ГОДАХ

 

Приведенные в данной таблице показатели наглядно свидетельствуют об  уменьшении доли жалоб, признанных  ФАС России обоснованными, что, в свою очередь, указывает на уменьшение количества нарушений, допускаемых заказчиками (уполномоченными органами, конкурсными, аукционными и котировочными комиссиями) при проведении процедур размещения государственных и муниципальных заказов.

 

                  3. Рассмотрение обращений о согласовании способа размещения заказов, а также уведомлений о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

 

С 2006 года согласование размещения заказов путем проведения закрытого конкурса, аукциона, а также у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется ФАС России в пределах своей компетенции в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 № 124.

При рассмотрении обращений, поступающих от государственных заказчиков на согласование возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) ФАС России осуществляет проверку на предмет соблюдения государственными заказчиками требований законодательства о размещении заказов при проведении процедуры размещения заказа в форме торгов, ставшей основанием для обращения.

За IV квартал 2010 года ФАС России рассмотрено  3 731 обращение о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). По результатам рассмотрения указанных обращений заказчиками получено согласование ФАС России в  3 287 (88 %) случаях. В остальных случаях Комиссией ФАС России выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, которые привели к отказу в таком согласовании.

Всего в 2010 году ФАС России рассмотрено  8 829 обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). По результатам рассмотрения указанных обращений заказчиками получено согласование ФАС России в  7 845 (89 %) случаях. В остальных случаях Комиссией ФАС России выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, которые привели к отказу в таком согласовании.

Из анализа обращений государственных заказчиков о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)  следует, что решение об отказе в согласовании возможности заключения государственных и муниципальных контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) принимается в основном по следующим причинам:

  • отсутствие обоснования того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) соответствует требованиям Закона о размещении заказов и конкурсной документации (документации об аукционе);
  • согласуемая цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта, установленную в извещении о проведении конкурса (аукциона);
  • отсутствие в представленных документах согласия предполагаемого поставщика (исполнителя, подрядчика) на заключение государственного или муниципального контракта на условиях конкурсной документации (документации об аукционе);
  • несоответствие конкурсной документации (документации об аукционе) требованиям Закона о размещении заказов;
  • установлены неправомерные требования к участникам размещения заказа в конкурсной документации (документации об аукционе);
  • заказчиком не представлены сведения о повторном размещении заказа путем запроса котировок.

В течение IV квартала 2010 года органами ФАС России рассмотрено 2 194 уведомления о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). В 103 (5%) случаях заказы размещены с нарушением Закона о размещении заказов.

Всего в 2010 году ФАС России  рассмотрено 9 737 уведомлений о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). В 638 (7 %) случаях заказы размещены с нарушением Закона о размещении заказов.

В IV квартале 2010 года Комиссией ФАС России по контролю в сфере размещения заказов путем проведения закрытых торгов и аукционов  рассмотрено 17 обращений о согласовании размещении заказа путем проведения закрытого конкурса (закрытого аукциона). По результатам рассмотрения 1 обращение удовлетворено, остальным отказано в согласовании.  

Всего в 2010 году Комиссией ФАС России по контролю в сфере размещения заказов путем проведения закрытых торгов и аукционов  рассмотрено 35 обращений о согласовании размещении заказа путем проведения закрытого конкурса (закрытого аукциона). По результатам рассмотрения 6 обращений удовлетворено, остальным отказано в согласовании. 

Резкое снижение обращений о согласовании проведения закрытых торгов обусловлено передачей Федеральной службе по оборонному заказу полномочий по согласованию проведения закрытых торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну (Указ Президента РФ от 12.02.2008 № 187 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2005 г. № 56С»).

 

4. Административная практика

В IV квартале 2010 года ФАС России возбуждено 4 206  дел об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения вынесено 2 752  постановления о наложении административных штрафов на общую сумму
57 850 тыс. рублей.

ДИНАМИКА ВОЗБУЖДЕНИЯ  В  2010 ГОДУ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И  ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ШТРАФОВ ПО СРАВНЕНИЮ С АНАЛОГИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ  2009 ГОДА

Всего в 2010 году  ФАС России возбуждено 17 138  дел об административных правонарушениях, что на 35 % превышает аналогичные показатели 2009 года (12 817 дел – 2009 год).  По итогам рассмотрения вынесено 10 399  постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 227 200  тыс. рублей.  

Наибольшее количество постановлений о наложении штрафа (3 834) за  2010 год выдано, привлеченным к ответственности по части 2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть наиболее распространенным нарушением является принятие членами конкурсной (аукционной) комиссии незаконного решения в рамках проведения процедур рассмотрения конкурсных (аукционных) заявок, а также процедур торгов.

 

5. Ведение реестра недобросовестных поставщиков

 

С момента выхода постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. № 292 «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков» Федеральной антимонопольной службой осуществляется ведение единого реестра недобросовестных поставщиков, в который включаются недобросовестные участники размещения заказов и поставщики, выявляемые в соответствии с нормами Закона при размещении заказов или в ходе реализации контрактов заказчиками всех трех уровней власти (федеральный, региональный, муниципальный).

В IV квартале 2010 года  ФАС России рассмотрено 1 060 обращений заказчиков о включении сведений об участниках размещения заказов в Реестр недобросовестных поставщиков. По итогам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках размещения заказов, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми расторгнуты государственные или муниципальные контракты, в реестр недобросовестных поставщиков в IV квартале 2010 года ФАС России включены сведения о 595 недобросовестных поставщиках.

Всего в 2010 году в реестр включено 2 653 недобросовестных поставщика, а исключено – 1 060 записей.

Соотношение количества рассмотренных в 2009 и 2010 годах обращений к числу включенных в Реестр недобросовестных поставщиков приведено в следующей диаграмме.

Как видно из представленных данных, «результативность» обращения заказчиков в ФАС России по вопросам включения хозяйствующих субъектов в Реестр недобросовестных поставщиков в 2010 году значительно возросла, что безусловно свидетельствует о приобретении заказчиками необходимого опыта работы в сфере контроля за своевременным заключением и исполнением контрактов. Кроме того, в 2010 году значительно увеличилось само количество таких обращений.

На 31.12.2010 года Реестр недобросовестных поставщиков содержал  4 453  записи о недобросовестных поставщиков. На 31.12.2009 года Реестр недобросовестных поставщиков насчитывал 2 817 записи о недобросовестных поставщиков. Таким образом, в 2010 году количество записей в Реестре недобросовестных поставщиков увеличился на   58  %.

.

6. Обжалование решений ФАС России в судах

В IV квартале 2010 года зафиксировано 1 428 случаев  обжалования в арбитражных судах и судах общей юрисдикции решений (постановлений) ФАС России. Общее количество принятых в отчетном периоде актов составляет 14 629. Таким образом, в течение IV квартала 2010 года судебному обжалованию подверглись только 10 % актов, принятых  ФАС России.

Всего в 2010 году зафиксировано 5 408 случаев  обжалования в арбитражных судах и судах общей юрисдикции решений (постановлений)  ФАС России. Общее количество принятых в  2010 году актов составляет 47 075. Таким образом, в  2010  году судебному обжалованию подверглись только 12 % актов, принятых ФАС России.

Как видно из приведенной диаграммы,  количество выигранных в 2010 году  ФАС России дел на 22 % превышает  аналогичные показатели  2009 года (количество обжалованных в судебном порядке 3 815 дел, из них  1 260 судебных актов, в которых удовлетворены требования Заявителя, что составляет 42  %). В 2010 году в судебном порядке обжаловано 5 408  дел, из которых в 1 080 случаях требования Заявителя удовлетворены, что составляет 20 %.

  1. Итоги

Из результатов анализа показателей работы ФАС России за 2010 год  можно сделать следующие выводы.

1. Увеличение на 19 %  по сравнению с аналогичными показателями 2009 года количества  проведенных ФАС России плановых и внеплановых контрольных мероприятий. При этом отмечается  снижение количества нарушений, выявляемых при проведении  ФАС России проверок размещения государственного  и муниципального заказа, что свидетельствует о повышении навыков заказчиков, членов комиссий при проведении процедур размещения заказов. 

2. Увеличение  на 35 % по сравнению с аналогичными показателями 2009 года количества возбужденных дел об административных правонарушениях при снижении доли выявленных ФАС России нарушений, что свидетельствует об отработке типовых действий ФАС России при выявлении нарушений.

 3. Увеличение  на 20 % по сравнению с аналогичными показателями 2009 года количества выигранных в 2010 году  ФАС России судебных дел, в которых Заявителям отказано в удовлетворении заявленных требований по отмене    решений

 

предписаний ФАС России, что свидетельствует о качестве принимаемых ФАС России решений и выдаваемых предписаний.

.