РЕШЕНИЕ по делу № 16-А-Т-13

Номер дела: 16-А-Т-13
Дата публикации: 21 октября 2013, 15:33

Директору МП г. Абакана

«Абаканские тепловые сети»

А.А. Чудину

ул. Промышленная, 25, г. Абакан, 655017

«…»

«…»

«…»

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 16-А-Т-13

 

                                                                                                                                           г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 29 августа 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 05 сентября 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее возможно – Хакасское УФАС России, управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

в отсутствии представителя «…» надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела № 16-А-Т-13, о чем свидетельствует почтовое уведомление № 31406,

в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства приняли участие:

- представитель МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» – «…»;

- представитель МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» – «…»;

- представитель ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» – «…»;

- представитель ООО «СКАДИ» – «…»,

рассмотрев дело № 16-А-Т-13 по признакам нарушения МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило заявление «…» (далее – общество) указывающее на признаки нарушения МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» (далее возможно – МП «АТС», предприятие) антимонопольного законодательства, выразившегося в подключении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Ломоносова, 24Б к системам теплоснабжения города Абакана без согласия общества.

«…» согласно сведениям, опубликованным на общедоступных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.k-agent.ru/?mod=obj&id=623839) зарегистрировано 11 декабря 2006 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия и осуществляет следующие виды экономической деятельности

- строительство зданий и сооружений (код ОКВЭД 45.2);

- подготовка строительного участка (код ОКВЭД) 45.1;

- монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений (код ОКВЭД 45.3);

- производство электромонтажных работ (код ОКВЭД 45.31);

- производство изоляционных работ (код ОКВЭД 45.32);

- производство санитарно-технических работ (код ОКВЭД 45.33);

- монтаж прочего инженерного оборудования (код ОКВЭД 45.34);

- производство отделочных работ (код ОКВЭД 45.4);

- устройство покрытий полов и облицовка стен (код ОКВЭД 45.43);

- оптовая торговля бытовыми электротоварами (код ОКВЭД 51.43.1);

- оптовая торговля лакокрасочными материалами, листовым стеклом, санитарно-техническим оборудованием и прочими строительными материалами (код ОКВЭД 51.53.2);

- оптовая торговля прочими строительными материалами (код ОКВЭД 51.53.24);

- оптовая торговля водопроводным и отопительным оборудованием (код ОКВЭД 51.54.2);

- деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве (код ОКВЭД 74.2).

Обществу на праве собственности принадлежит тепловая сеть протяженностью 387 м, инв. № 123-17-2С, лит. Л, расположенная по адресу: г. Абакан, от ТК-8А в районе здания 5Б по улице Стофато вдоль зданий 174, 172 по улице Аскизская через УТ-5, УТ-6 до врезки в районе здания 24 по улице Ломоносова, литера Л. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 23 марта 2012 года (19 АА 418860).

МП «АТС» является коммерческой организацией, созданной и действующей на основании законодательства Российской Федерации, устава, муниципальных правовых актов муниципального образования города Абакан.

В соответствии с пунктом 3.1 устава предприятия, утвержденного 02 марта 2012 года, основными целями и предметом деятельности МП «АТС» являются извлечение прибыли при выработке и реализации тепловой энергии.

МП «АТС» согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.06.2013 № 6605 осуществляет следующие виды экономической деятельности:

- производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (код ОКВЭД 40.30.14);

- передача пара и горячей воды (тепловой энергии) (код ОКВЭД 40.30.2);

- распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (код ОКВЭД 40.30.3);

- деятельность по обеспечению работоспособности котельных (код ОКВЭД 40.30.4);

- деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей (код ОКВЭД 40.30.5);

- производство общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и электропередач (код ОКВЭД 45.21.3);

- производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов, линия связи, включая вспомогательные работы (код ОКВЭД 45.21.4);

- производство общестроительных работ по строительству прочих зданий и сооружений, не включенных в другие группы (код ОКВЭД 45.21.6).

Согласно пункту 2.1 устава «…», утвержденного решением единственного участника от 06 марта 2012 года, основная цель деятельности общества – содействие наиболее полному удовлетворению потребностей в его продукции, работах, услугах и реализации на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и коллектива участников.

«…» осуществляет следующие виды экономической деятельности:

- производство общестроительных работ по возведению зданий;

- производство электромонтажных работ;

- производство санитарно-технических работ;

- прочая оптовая торговля;

- производство изделий из бетона для использования в строительстве.

Предприятием (исполнитель) заключен договор с «…» (заявитель) о подключении объекта капитального строительства к система теплоснабжения города Абакана от 22 ноября 2012 года № 146.

В соответствии с пунктом 1 договора подключение к системам теплоснабжения г. Абакана осуществляется в отношении вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения, а также, при увеличении тепловой нагрузки (для теплопотребляющих установок) объекта капитального строительства заявителя (пункт 1 договора).

Согласно пункту 2 договора заявитель, имея намерение подключить свой объект к системам теплоснабжения г. Абакана, направил исполнителю заявку на подключение.

Пунктом 3 договора предусмотрено, что для обеспечения заявителя необходимой тепловой нагрузкой требуется выполнение мероприятий инвестиционной программы «…» по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения города Абакана, на 2011 – 2014 годы по увеличению пропускной способности технологически связанных, смежных тепловых сетей. Для осуществления подключения объекта капитального строительства заявителя исполнитель заключает с филиалом «…» договор о подключении, по которому выступает заявителем.

Пунктом 1.1 договора установлено, что договор регулирует имущественные и иные отношения, возникающие между сторонами при подключении к системам теплоснабжения города Абакана (далее – тепловая сеть) вновь создаваемого или созданного подключаемого, но не подключенного к системам теплоснабжения, а также, при увеличении тепловой нагрузки (для теплопотребляющих установок) объекта капитального строительства заявителя: «9-ти этажный жилой дом» (далее – объект), расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ломоносова, 24Б, с тепловой нагрузкой 0,6285 Гкал/час.

Подключение объекта капитального строительства к системам теплоснабжения осуществляется в точке подключения, определенной техническими условиями подключения к системе теплоснабжения (далее – условия подключения) (приложение № 2 к договору).

Нормативный срок подключения объекта составляет 18 месяцев с даты заключения договора.

Срок выполнения мероприятий по подключению определяется сторонами: III квартал 2014 года.

Договором подтверждается намерения заявителя, выраженные в заявке на подключение объекта к системам теплоснабжения № 4955 от 21 ноября 2012 года (приложение № 1 к договору) (пункт 1.2 договора).

В силу пункта 1.3 договора настоящим договором подтверждается согласие сторон выполнить действия по подготовке объектов, используемых в сфере теплоснабжения, к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к системам теплоснабжения.

Мероприятия по подключению объекта к системам теплоснабжения включают в себя:

1) со стороны исполнителя:

- заключение договора о подключении с филиалом «Абаканская ТЭЦ» ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» для выполнения мероприятий по реализации инвестиционной программы ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения города Абакана, на 2011 – 2014 годы по увеличению пропускной способности тепловых сетей, технологически связанных с тепловыми сетями исполнителя;

- проверка выполнения условий подключения и составление акта о подключении, акта о готовности внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства подключения к сетям и акта разграничения балансовой принадлежности.

2) со стороны заявителя:

- разработка проектной документации в соответствии с условиями на подключение (приложение № 2 к договору);

- выполнение условий подключения и подписание акта о подключении, акта о готовности внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к подключению к сетям и акта разграничения балансовой принадлежности.

Осуществление подключения завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о подключении, который подтверждает надлежащее исполнение сторонами своих обязательств по договору, и акта разграничения балансовой принадлежности, в котором указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок (пункт 1.6 договора).

Договор вступает в силу с даты получения исполнителем подписанного с обеих сторон экземпляра договора и действует до полного выполнения сторонами своих обязательств, но не более срока выполнения мероприятий по подключению (II квартал 2014 г.), установленного пунктом 1.1 договора (пункт 6.1 договора).

Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу и находящихся по одному экземпляру у каждой из сторон (пункт 7.8 договора).

Пунктом 7.9 договора определено, что неотъемлемой частью договора являются: приложение № 1 – заявка на подключение к системе теплоснабжения № 4955 от 21 ноября 2012 года; приложение № 2 – технические условия для присоединения (условия подключения).

Техническими условиями для присоединения (приложение № 2 к договору № 146 от 22 ноября 2012 года) определена точка присоединения подключаемого объекта: существующая тепловая камера УТ-3.

Указанная точка присоединения располагается на тепловой сети, принадлежащей «…», что подтверждается, в том числе ситуационным планом тепловой сети, которая принадлежит на праве собственности обществу, отраженным в кадастровом паспорте сооружения от 21 марта 2012 года.

Работы, предусмотренные договором № 146 от 22 ноября 2012 года о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана выполнены предприятием, о чем свидетельствуют акт приемки выполненных работ (оказанных услуг), составленный 31 марта 2013 года, акты о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к подключению к тепловой сети и о присоединении к тепловой сети, составленные 28 декабря 2012 года.

Во исполнение обязанности, установленной пунктом 3 договора № 146 от 22 ноября 2012 года о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана, МП «АТС» (заявитель) и ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в лице филиала «Абаканская ТЭЦ» (исполнитель) заключен договор № 74 от 19 сентября 2012 года о подключении к системам теплоснабжения.

Согласно условиям договора № 74 от 19 сентября 2012 года работы по увеличению мощности источников тепловой энергии и пропускной способности технологически связанных с ними тепловых сетей осуществлены исполнителем на магистральной тепловой сети, принадлежащей ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)».

Усмотрев в действиях предприятия признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, приказом управления от 30 июля 2013 года № 188 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 16-А-Т-13. Определением от 30 июля 2013 года рассмотрение дела было назначено на 29 августа 2013 года, когда и была оглашена резолютивная часть настоящего решения.

На заседании комиссии представители МП «АТС» согласились с вменяемым правонарушением, а также пояснили, что при заключении договора № 146 от 22 ноября 2012 года о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана с «…» собственник тепловой сети от ТК-8 до УТ-3 не был установлен.

Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 14 Закона о теплоснабжении указанное в части 1 настоящей статьи подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 307 утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения (далее – Правила № 307), которые определяют порядок подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения. Требования Правил № 307 стали обязательными для исполнения участниками регулируемых правоотношений с 01 мая 2012 года.

Абзацем 3 пункта 4 Правил № 307 установлено, что если подключение объекта к системе теплоснабжения в соответствии со схемой теплоснабжения возможно через тепловые сети или источники тепловой энергии, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании лицам, не оказывающим услуги по передаче тепловой энергии и (или) не осуществляющим продажу тепловой энергии, то заключение договора о подключении осуществляется теплоснабжающей или теплосетевой организацией (исполнителем) после получения согласия указанных лиц на подключение объекта через принадлежащие им тепловые сети или источники тепловой энергии.

Согласно положениям пункта 4 Правил № 307 в случае если указанные лица не предоставят согласие на подключение к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании источникам тепловой энергии или тепловым сетям в течение 15 дней с даты обращения теплоснабжающей или теплосетевой организации (исполнителя), теплоснабжающая или теплосетевая организация (исполнитель) обязана в течение 30 дней с даты получения заявки на подключение уведомить заявителя о возможности подключения:

- в иной точке подключения с учетом определения технической возможности подключения;

- путем уступки права на использование мощности в порядке, установленном разделом V настоящих Правил, при наличии технической возможности такой уступки.

Поскольку «…» не оказывает услуги по передаче тепловой энергии и не осуществляет продажу тепловой энергии, то предприятию перед заключением договора № 146 от 22 ноября 2012 года о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана следовало получить согласие общества на подключение многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Ломоносова, 24Б.

Вместе с тем, МП «АТС», осуществляя технологическое присоединение объекта по договору № 146 от 22 ноября 2012 года, знало о том, что подключение производится через тепловые сети, которые предприятию не принадлежат, однако согласие собственника на подключение не получило, мер, направленных на получение такого согласия или установления собственника тепловой сети, не приняло.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Следовательно, для установления в действиях МП «АТС» состава правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо, чтобы предприятие занимало доминирующее положение на товарном рынке и совершало действия (бездействие), которые ущемляют интересы других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Согласно части 4 статьи 5 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

Хакасским УФАС России установлено, что доля МП «АТС» на рынке теплоснабжения в географических границах города Абакана превышает пятьдесят процентов, то есть положение предприятия в описанных географических границах является доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета. Доказательств того, что положение МП «АТС» на товарном рынке теплоснабжения не может быть признано доминирующим, не представлено.

Кроме того, установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов (абзац 3 пункта 13 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

МП «АТС» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35% (http://reestr.fas.gov.ru/welcome/showreg/51). Согласно данным реестра доля Предприятия на рынке теплоснабжения в географических границах города Абакана превышает 65%.

Таким образом, МП «АТС» занимает доминирующее положение на товарном рынке теплоснабжения в географических границах города Абакана.

Действия предприятия, выразившиеся в несоблюдении требований Правил № 307, нарушают запрет, предусмотренный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку ущемляют интересы «…».

Исследовав материалы дела, Комиссия управления по рассмотрению настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу, что в действиях МП «АТС» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно положениям статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Вместе с тем, учитывая приобретение предприятием доли в праве собственности на тепловую сеть, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации доли в праве, выданным 15 августа 2013 года (19 АА 556023), а также договором купли-продажи от 26 июля 2013 года, заключенным «…» с некоммерческой организацией «Муниципальный жилищный фонд города Абакана» и МП «АТС», основания для выдачи предписания отсутствуют.

Также отсутствуют основания для прекращения рассмотрения настоящего дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, так как, учитывая характер совершенного правонарушения, возникновение у предприятия права собственности на тепловую сеть после осуществления технологического присоединения, не свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

1. Признать положение МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» доминирующим на рынке теплоснабжения в географических границах города Абакана.

2. Признать действия МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети», выразившиеся в подключении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Ломоносова, 24Б, к системам теплоснабжения без согласия «…», нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

 

Председатель Комиссии К.А.Лебедева

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

Е.А. Исакова

 

К.О. Кыжинаев

 

stdClass Object ( [vid] => 10266 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 16-А-Т-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10266 [type] => solution [language] => ru [created] => 1382340930 [changed] => 1382340994 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1382340994 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Директору МП г. Абакана

«Абаканские тепловые сети»

А.А. Чудину

ул. Промышленная, 25, г. Абакан, 655017

«…»

«…»

«…»

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 16-А-Т-13

 

                                                                                                                                           г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 29 августа 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 05 сентября 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее возможно – Хакасское УФАС России, управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

в отсутствии представителя «…» надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела № 16-А-Т-13, о чем свидетельствует почтовое уведомление № 31406,

в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства приняли участие:

- представитель МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» – «…»;

- представитель МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» – «…»;

- представитель ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» – «…»;

- представитель ООО «СКАДИ» – «…»,

рассмотрев дело № 16-А-Т-13 по признакам нарушения МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило заявление «…» (далее – общество) указывающее на признаки нарушения МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» (далее возможно – МП «АТС», предприятие) антимонопольного законодательства, выразившегося в подключении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Ломоносова, 24Б к системам теплоснабжения города Абакана без согласия общества.

«…» согласно сведениям, опубликованным на общедоступных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.k-agent.ru/?mod=obj&id=623839) зарегистрировано 11 декабря 2006 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия и осуществляет следующие виды экономической деятельности

- строительство зданий и сооружений (код ОКВЭД 45.2);

- подготовка строительного участка (код ОКВЭД) 45.1;

- монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений (код ОКВЭД 45.3);

- производство электромонтажных работ (код ОКВЭД 45.31);

- производство изоляционных работ (код ОКВЭД 45.32);

- производство санитарно-технических работ (код ОКВЭД 45.33);

- монтаж прочего инженерного оборудования (код ОКВЭД 45.34);

- производство отделочных работ (код ОКВЭД 45.4);

- устройство покрытий полов и облицовка стен (код ОКВЭД 45.43);

- оптовая торговля бытовыми электротоварами (код ОКВЭД 51.43.1);

- оптовая торговля лакокрасочными материалами, листовым стеклом, санитарно-техническим оборудованием и прочими строительными материалами (код ОКВЭД 51.53.2);

- оптовая торговля прочими строительными материалами (код ОКВЭД 51.53.24);

- оптовая торговля водопроводным и отопительным оборудованием (код ОКВЭД 51.54.2);

- деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве (код ОКВЭД 74.2).

Обществу на праве собственности принадлежит тепловая сеть протяженностью 387 м, инв. № 123-17-2С, лит. Л, расположенная по адресу: г. Абакан, от ТК-8А в районе здания 5Б по улице Стофато вдоль зданий 174, 172 по улице Аскизская через УТ-5, УТ-6 до врезки в районе здания 24 по улице Ломоносова, литера Л. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 23 марта 2012 года (19 АА 418860).

МП «АТС» является коммерческой организацией, созданной и действующей на основании законодательства Российской Федерации, устава, муниципальных правовых актов муниципального образования города Абакан.

В соответствии с пунктом 3.1 устава предприятия, утвержденного 02 марта 2012 года, основными целями и предметом деятельности МП «АТС» являются извлечение прибыли при выработке и реализации тепловой энергии.

МП «АТС» согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.06.2013 № 6605 осуществляет следующие виды экономической деятельности:

- производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (код ОКВЭД 40.30.14);

- передача пара и горячей воды (тепловой энергии) (код ОКВЭД 40.30.2);

- распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (код ОКВЭД 40.30.3);

- деятельность по обеспечению работоспособности котельных (код ОКВЭД 40.30.4);

- деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей (код ОКВЭД 40.30.5);

- производство общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и электропередач (код ОКВЭД 45.21.3);

- производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов, линия связи, включая вспомогательные работы (код ОКВЭД 45.21.4);

- производство общестроительных работ по строительству прочих зданий и сооружений, не включенных в другие группы (код ОКВЭД 45.21.6).

Согласно пункту 2.1 устава «…», утвержденного решением единственного участника от 06 марта 2012 года, основная цель деятельности общества – содействие наиболее полному удовлетворению потребностей в его продукции, работах, услугах и реализации на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и коллектива участников.

«…» осуществляет следующие виды экономической деятельности:

- производство общестроительных работ по возведению зданий;

- производство электромонтажных работ;

- производство санитарно-технических работ;

- прочая оптовая торговля;

- производство изделий из бетона для использования в строительстве.

Предприятием (исполнитель) заключен договор с «…» (заявитель) о подключении объекта капитального строительства к система теплоснабжения города Абакана от 22 ноября 2012 года № 146.

В соответствии с пунктом 1 договора подключение к системам теплоснабжения г. Абакана осуществляется в отношении вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения, а также, при увеличении тепловой нагрузки (для теплопотребляющих установок) объекта капитального строительства заявителя (пункт 1 договора).

Согласно пункту 2 договора заявитель, имея намерение подключить свой объект к системам теплоснабжения г. Абакана, направил исполнителю заявку на подключение.

Пунктом 3 договора предусмотрено, что для обеспечения заявителя необходимой тепловой нагрузкой требуется выполнение мероприятий инвестиционной программы «…» по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения города Абакана, на 2011 – 2014 годы по увеличению пропускной способности технологически связанных, смежных тепловых сетей. Для осуществления подключения объекта капитального строительства заявителя исполнитель заключает с филиалом «…» договор о подключении, по которому выступает заявителем.

Пунктом 1.1 договора установлено, что договор регулирует имущественные и иные отношения, возникающие между сторонами при подключении к системам теплоснабжения города Абакана (далее – тепловая сеть) вновь создаваемого или созданного подключаемого, но не подключенного к системам теплоснабжения, а также, при увеличении тепловой нагрузки (для теплопотребляющих установок) объекта капитального строительства заявителя: «9-ти этажный жилой дом» (далее – объект), расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ломоносова, 24Б, с тепловой нагрузкой 0,6285 Гкал/час.

Подключение объекта капитального строительства к системам теплоснабжения осуществляется в точке подключения, определенной техническими условиями подключения к системе теплоснабжения (далее – условия подключения) (приложение № 2 к договору).

Нормативный срок подключения объекта составляет 18 месяцев с даты заключения договора.

Срок выполнения мероприятий по подключению определяется сторонами: III квартал 2014 года.

Договором подтверждается намерения заявителя, выраженные в заявке на подключение объекта к системам теплоснабжения № 4955 от 21 ноября 2012 года (приложение № 1 к договору) (пункт 1.2 договора).

В силу пункта 1.3 договора настоящим договором подтверждается согласие сторон выполнить действия по подготовке объектов, используемых в сфере теплоснабжения, к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к системам теплоснабжения.

Мероприятия по подключению объекта к системам теплоснабжения включают в себя:

1) со стороны исполнителя:

- заключение договора о подключении с филиалом «Абаканская ТЭЦ» ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» для выполнения мероприятий по реализации инвестиционной программы ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения города Абакана, на 2011 – 2014 годы по увеличению пропускной способности тепловых сетей, технологически связанных с тепловыми сетями исполнителя;

- проверка выполнения условий подключения и составление акта о подключении, акта о готовности внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства подключения к сетям и акта разграничения балансовой принадлежности.

2) со стороны заявителя:

- разработка проектной документации в соответствии с условиями на подключение (приложение № 2 к договору);

- выполнение условий подключения и подписание акта о подключении, акта о готовности внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к подключению к сетям и акта разграничения балансовой принадлежности.

Осуществление подключения завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о подключении, который подтверждает надлежащее исполнение сторонами своих обязательств по договору, и акта разграничения балансовой принадлежности, в котором указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок (пункт 1.6 договора).

Договор вступает в силу с даты получения исполнителем подписанного с обеих сторон экземпляра договора и действует до полного выполнения сторонами своих обязательств, но не более срока выполнения мероприятий по подключению (II квартал 2014 г.), установленного пунктом 1.1 договора (пункт 6.1 договора).

Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу и находящихся по одному экземпляру у каждой из сторон (пункт 7.8 договора).

Пунктом 7.9 договора определено, что неотъемлемой частью договора являются: приложение № 1 – заявка на подключение к системе теплоснабжения № 4955 от 21 ноября 2012 года; приложение № 2 – технические условия для присоединения (условия подключения).

Техническими условиями для присоединения (приложение № 2 к договору № 146 от 22 ноября 2012 года) определена точка присоединения подключаемого объекта: существующая тепловая камера УТ-3.

Указанная точка присоединения располагается на тепловой сети, принадлежащей «…», что подтверждается, в том числе ситуационным планом тепловой сети, которая принадлежит на праве собственности обществу, отраженным в кадастровом паспорте сооружения от 21 марта 2012 года.

Работы, предусмотренные договором № 146 от 22 ноября 2012 года о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана выполнены предприятием, о чем свидетельствуют акт приемки выполненных работ (оказанных услуг), составленный 31 марта 2013 года, акты о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к подключению к тепловой сети и о присоединении к тепловой сети, составленные 28 декабря 2012 года.

Во исполнение обязанности, установленной пунктом 3 договора № 146 от 22 ноября 2012 года о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана, МП «АТС» (заявитель) и ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в лице филиала «Абаканская ТЭЦ» (исполнитель) заключен договор № 74 от 19 сентября 2012 года о подключении к системам теплоснабжения.

Согласно условиям договора № 74 от 19 сентября 2012 года работы по увеличению мощности источников тепловой энергии и пропускной способности технологически связанных с ними тепловых сетей осуществлены исполнителем на магистральной тепловой сети, принадлежащей ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)».

Усмотрев в действиях предприятия признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, приказом управления от 30 июля 2013 года № 188 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 16-А-Т-13. Определением от 30 июля 2013 года рассмотрение дела было назначено на 29 августа 2013 года, когда и была оглашена резолютивная часть настоящего решения.

На заседании комиссии представители МП «АТС» согласились с вменяемым правонарушением, а также пояснили, что при заключении договора № 146 от 22 ноября 2012 года о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана с «…» собственник тепловой сети от ТК-8 до УТ-3 не был установлен.

Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 14 Закона о теплоснабжении указанное в части 1 настоящей статьи подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 307 утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения (далее – Правила № 307), которые определяют порядок подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения. Требования Правил № 307 стали обязательными для исполнения участниками регулируемых правоотношений с 01 мая 2012 года.

Абзацем 3 пункта 4 Правил № 307 установлено, что если подключение объекта к системе теплоснабжения в соответствии со схемой теплоснабжения возможно через тепловые сети или источники тепловой энергии, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании лицам, не оказывающим услуги по передаче тепловой энергии и (или) не осуществляющим продажу тепловой энергии, то заключение договора о подключении осуществляется теплоснабжающей или теплосетевой организацией (исполнителем) после получения согласия указанных лиц на подключение объекта через принадлежащие им тепловые сети или источники тепловой энергии.

Согласно положениям пункта 4 Правил № 307 в случае если указанные лица не предоставят согласие на подключение к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании источникам тепловой энергии или тепловым сетям в течение 15 дней с даты обращения теплоснабжающей или теплосетевой организации (исполнителя), теплоснабжающая или теплосетевая организация (исполнитель) обязана в течение 30 дней с даты получения заявки на подключение уведомить заявителя о возможности подключения:

- в иной точке подключения с учетом определения технической возможности подключения;

- путем уступки права на использование мощности в порядке, установленном разделом V настоящих Правил, при наличии технической возможности такой уступки.

Поскольку «…» не оказывает услуги по передаче тепловой энергии и не осуществляет продажу тепловой энергии, то предприятию перед заключением договора № 146 от 22 ноября 2012 года о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана следовало получить согласие общества на подключение многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Ломоносова, 24Б.

Вместе с тем, МП «АТС», осуществляя технологическое присоединение объекта по договору № 146 от 22 ноября 2012 года, знало о том, что подключение производится через тепловые сети, которые предприятию не принадлежат, однако согласие собственника на подключение не получило, мер, направленных на получение такого согласия или установления собственника тепловой сети, не приняло.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Следовательно, для установления в действиях МП «АТС» состава правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо, чтобы предприятие занимало доминирующее положение на товарном рынке и совершало действия (бездействие), которые ущемляют интересы других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Согласно части 4 статьи 5 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

Хакасским УФАС России установлено, что доля МП «АТС» на рынке теплоснабжения в географических границах города Абакана превышает пятьдесят процентов, то есть положение предприятия в описанных географических границах является доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета. Доказательств того, что положение МП «АТС» на товарном рынке теплоснабжения не может быть признано доминирующим, не представлено.

Кроме того, установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов (абзац 3 пункта 13 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

МП «АТС» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35% (http://reestr.fas.gov.ru/welcome/showreg/51). Согласно данным реестра доля Предприятия на рынке теплоснабжения в географических границах города Абакана превышает 65%.

Таким образом, МП «АТС» занимает доминирующее положение на товарном рынке теплоснабжения в географических границах города Абакана.

Действия предприятия, выразившиеся в несоблюдении требований Правил № 307, нарушают запрет, предусмотренный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку ущемляют интересы «…».

Исследовав материалы дела, Комиссия управления по рассмотрению настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу, что в действиях МП «АТС» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно положениям статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Вместе с тем, учитывая приобретение предприятием доли в праве собственности на тепловую сеть, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации доли в праве, выданным 15 августа 2013 года (19 АА 556023), а также договором купли-продажи от 26 июля 2013 года, заключенным «…» с некоммерческой организацией «Муниципальный жилищный фонд города Абакана» и МП «АТС», основания для выдачи предписания отсутствуют.

Также отсутствуют основания для прекращения рассмотрения настоящего дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, так как, учитывая характер совершенного правонарушения, возникновение у предприятия права собственности на тепловую сеть после осуществления технологического присоединения, не свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

1. Признать положение МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» доминирующим на рынке теплоснабжения в географических границах города Абакана.

2. Признать действия МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети», выразившиеся в подключении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Ломоносова, 24Б, к системам теплоснабжения без согласия «…», нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

 

Председатель Комиссии К.А.Лебедева

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

Е.А. Исакова

 

К.О. Кыжинаев

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Директору МП г. Абакана

«Абаканские тепловые сети»

А.А. Чудину

ул. Промышленная, 25, г. Абакан, 655017

«…»

«…»

«…»

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 16-А-Т-13

 

                                                                                                                                           г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 29 августа 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 05 сентября 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее возможно – Хакасское УФАС России, управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

в отсутствии представителя «…» надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела № 16-А-Т-13, о чем свидетельствует почтовое уведомление № 31406,

в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства приняли участие:

- представитель МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» – «…»;

- представитель МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» – «…»;

- представитель ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» – «…»;

- представитель ООО «СКАДИ» – «…»,

рассмотрев дело № 16-А-Т-13 по признакам нарушения МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило заявление «…» (далее – общество) указывающее на признаки нарушения МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» (далее возможно – МП «АТС», предприятие) антимонопольного законодательства, выразившегося в подключении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Ломоносова, 24Б к системам теплоснабжения города Абакана без согласия общества.

«…» согласно сведениям, опубликованным на общедоступных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.k-agent.ru/?mod=obj&id=623839) зарегистрировано 11 декабря 2006 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия и осуществляет следующие виды экономической деятельности

- строительство зданий и сооружений (код ОКВЭД 45.2);

- подготовка строительного участка (код ОКВЭД) 45.1;

- монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений (код ОКВЭД 45.3);

- производство электромонтажных работ (код ОКВЭД 45.31);

- производство изоляционных работ (код ОКВЭД 45.32);

- производство санитарно-технических работ (код ОКВЭД 45.33);

- монтаж прочего инженерного оборудования (код ОКВЭД 45.34);

- производство отделочных работ (код ОКВЭД 45.4);

- устройство покрытий полов и облицовка стен (код ОКВЭД 45.43);

- оптовая торговля бытовыми электротоварами (код ОКВЭД 51.43.1);

- оптовая торговля лакокрасочными материалами, листовым стеклом, санитарно-техническим оборудованием и прочими строительными материалами (код ОКВЭД 51.53.2);

- оптовая торговля прочими строительными материалами (код ОКВЭД 51.53.24);

- оптовая торговля водопроводным и отопительным оборудованием (код ОКВЭД 51.54.2);

- деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве (код ОКВЭД 74.2).

Обществу на праве собственности принадлежит тепловая сеть протяженностью 387 м, инв. № 123-17-2С, лит. Л, расположенная по адресу: г. Абакан, от ТК-8А в районе здания 5Б по улице Стофато вдоль зданий 174, 172 по улице Аскизская через УТ-5, УТ-6 до врезки в районе здания 24 по улице Ломоносова, литера Л. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 23 марта 2012 года (19 АА 418860).

МП «АТС» является коммерческой организацией, созданной и действующей на основании законодательства Российской Федерации, устава, муниципальных правовых актов муниципального образования города Абакан.

В соответствии с пунктом 3.1 устава предприятия, утвержденного 02 марта 2012 года, основными целями и предметом деятельности МП «АТС» являются извлечение прибыли при выработке и реализации тепловой энергии.

МП «АТС» согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.06.2013 № 6605 осуществляет следующие виды экономической деятельности:

- производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (код ОКВЭД 40.30.14);

- передача пара и горячей воды (тепловой энергии) (код ОКВЭД 40.30.2);

- распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (код ОКВЭД 40.30.3);

- деятельность по обеспечению работоспособности котельных (код ОКВЭД 40.30.4);

- деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей (код ОКВЭД 40.30.5);

- производство общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и электропередач (код ОКВЭД 45.21.3);

- производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов, линия связи, включая вспомогательные работы (код ОКВЭД 45.21.4);

- производство общестроительных работ по строительству прочих зданий и сооружений, не включенных в другие группы (код ОКВЭД 45.21.6).

Согласно пункту 2.1 устава «…», утвержденного решением единственного участника от 06 марта 2012 года, основная цель деятельности общества – содействие наиболее полному удовлетворению потребностей в его продукции, работах, услугах и реализации на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и коллектива участников.

«…» осуществляет следующие виды экономической деятельности:

- производство общестроительных работ по возведению зданий;

- производство электромонтажных работ;

- производство санитарно-технических работ;

- прочая оптовая торговля;

- производство изделий из бетона для использования в строительстве.

Предприятием (исполнитель) заключен договор с «…» (заявитель) о подключении объекта капитального строительства к система теплоснабжения города Абакана от 22 ноября 2012 года № 146.

В соответствии с пунктом 1 договора подключение к системам теплоснабжения г. Абакана осуществляется в отношении вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения, а также, при увеличении тепловой нагрузки (для теплопотребляющих установок) объекта капитального строительства заявителя (пункт 1 договора).

Согласно пункту 2 договора заявитель, имея намерение подключить свой объект к системам теплоснабжения г. Абакана, направил исполнителю заявку на подключение.

Пунктом 3 договора предусмотрено, что для обеспечения заявителя необходимой тепловой нагрузкой требуется выполнение мероприятий инвестиционной программы «…» по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения города Абакана, на 2011 – 2014 годы по увеличению пропускной способности технологически связанных, смежных тепловых сетей. Для осуществления подключения объекта капитального строительства заявителя исполнитель заключает с филиалом «…» договор о подключении, по которому выступает заявителем.

Пунктом 1.1 договора установлено, что договор регулирует имущественные и иные отношения, возникающие между сторонами при подключении к системам теплоснабжения города Абакана (далее – тепловая сеть) вновь создаваемого или созданного подключаемого, но не подключенного к системам теплоснабжения, а также, при увеличении тепловой нагрузки (для теплопотребляющих установок) объекта капитального строительства заявителя: «9-ти этажный жилой дом» (далее – объект), расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ломоносова, 24Б, с тепловой нагрузкой 0,6285 Гкал/час.

Подключение объекта капитального строительства к системам теплоснабжения осуществляется в точке подключения, определенной техническими условиями подключения к системе теплоснабжения (далее – условия подключения) (приложение № 2 к договору).

Нормативный срок подключения объекта составляет 18 месяцев с даты заключения договора.

Срок выполнения мероприятий по подключению определяется сторонами: III квартал 2014 года.

Договором подтверждается намерения заявителя, выраженные в заявке на подключение объекта к системам теплоснабжения № 4955 от 21 ноября 2012 года (приложение № 1 к договору) (пункт 1.2 договора).

В силу пункта 1.3 договора настоящим договором подтверждается согласие сторон выполнить действия по подготовке объектов, используемых в сфере теплоснабжения, к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к системам теплоснабжения.

Мероприятия по подключению объекта к системам теплоснабжения включают в себя:

1) со стороны исполнителя:

- заключение договора о подключении с филиалом «Абаканская ТЭЦ» ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» для выполнения мероприятий по реализации инвестиционной программы ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения города Абакана, на 2011 – 2014 годы по увеличению пропускной способности тепловых сетей, технологически связанных с тепловыми сетями исполнителя;

- проверка выполнения условий подключения и составление акта о подключении, акта о готовности внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства подключения к сетям и акта разграничения балансовой принадлежности.

2) со стороны заявителя:

- разработка проектной документации в соответствии с условиями на подключение (приложение № 2 к договору);

- выполнение условий подключения и подписание акта о подключении, акта о готовности внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к подключению к сетям и акта разграничения балансовой принадлежности.

Осуществление подключения завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о подключении, который подтверждает надлежащее исполнение сторонами своих обязательств по договору, и акта разграничения балансовой принадлежности, в котором указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок (пункт 1.6 договора).

Договор вступает в силу с даты получения исполнителем подписанного с обеих сторон экземпляра договора и действует до полного выполнения сторонами своих обязательств, но не более срока выполнения мероприятий по подключению (II квартал 2014 г.), установленного пунктом 1.1 договора (пункт 6.1 договора).

Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу и находящихся по одному экземпляру у каждой из сторон (пункт 7.8 договора).

Пунктом 7.9 договора определено, что неотъемлемой частью договора являются: приложение № 1 – заявка на подключение к системе теплоснабжения № 4955 от 21 ноября 2012 года; приложение № 2 – технические условия для присоединения (условия подключения).

Техническими условиями для присоединения (приложение № 2 к договору № 146 от 22 ноября 2012 года) определена точка присоединения подключаемого объекта: существующая тепловая камера УТ-3.

Указанная точка присоединения располагается на тепловой сети, принадлежащей «…», что подтверждается, в том числе ситуационным планом тепловой сети, которая принадлежит на праве собственности обществу, отраженным в кадастровом паспорте сооружения от 21 марта 2012 года.

Работы, предусмотренные договором № 146 от 22 ноября 2012 года о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана выполнены предприятием, о чем свидетельствуют акт приемки выполненных работ (оказанных услуг), составленный 31 марта 2013 года, акты о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к подключению к тепловой сети и о присоединении к тепловой сети, составленные 28 декабря 2012 года.

Во исполнение обязанности, установленной пунктом 3 договора № 146 от 22 ноября 2012 года о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана, МП «АТС» (заявитель) и ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в лице филиала «Абаканская ТЭЦ» (исполнитель) заключен договор № 74 от 19 сентября 2012 года о подключении к системам теплоснабжения.

Согласно условиям договора № 74 от 19 сентября 2012 года работы по увеличению мощности источников тепловой энергии и пропускной способности технологически связанных с ними тепловых сетей осуществлены исполнителем на магистральной тепловой сети, принадлежащей ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)».

Усмотрев в действиях предприятия признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, приказом управления от 30 июля 2013 года № 188 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 16-А-Т-13. Определением от 30 июля 2013 года рассмотрение дела было назначено на 29 августа 2013 года, когда и была оглашена резолютивная часть настоящего решения.

На заседании комиссии представители МП «АТС» согласились с вменяемым правонарушением, а также пояснили, что при заключении договора № 146 от 22 ноября 2012 года о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана с «…» собственник тепловой сети от ТК-8 до УТ-3 не был установлен.

Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 14 Закона о теплоснабжении указанное в части 1 настоящей статьи подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 307 утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения (далее – Правила № 307), которые определяют порядок подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения. Требования Правил № 307 стали обязательными для исполнения участниками регулируемых правоотношений с 01 мая 2012 года.

Абзацем 3 пункта 4 Правил № 307 установлено, что если подключение объекта к системе теплоснабжения в соответствии со схемой теплоснабжения возможно через тепловые сети или источники тепловой энергии, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании лицам, не оказывающим услуги по передаче тепловой энергии и (или) не осуществляющим продажу тепловой энергии, то заключение договора о подключении осуществляется теплоснабжающей или теплосетевой организацией (исполнителем) после получения согласия указанных лиц на подключение объекта через принадлежащие им тепловые сети или источники тепловой энергии.

Согласно положениям пункта 4 Правил № 307 в случае если указанные лица не предоставят согласие на подключение к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании источникам тепловой энергии или тепловым сетям в течение 15 дней с даты обращения теплоснабжающей или теплосетевой организации (исполнителя), теплоснабжающая или теплосетевая организация (исполнитель) обязана в течение 30 дней с даты получения заявки на подключение уведомить заявителя о возможности подключения:

- в иной точке подключения с учетом определения технической возможности подключения;

- путем уступки права на использование мощности в порядке, установленном разделом V настоящих Правил, при наличии технической возможности такой уступки.

Поскольку «…» не оказывает услуги по передаче тепловой энергии и не осуществляет продажу тепловой энергии, то предприятию перед заключением договора № 146 от 22 ноября 2012 года о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана следовало получить согласие общества на подключение многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Ломоносова, 24Б.

Вместе с тем, МП «АТС», осуществляя технологическое присоединение объекта по договору № 146 от 22 ноября 2012 года, знало о том, что подключение производится через тепловые сети, которые предприятию не принадлежат, однако согласие собственника на подключение не получило, мер, направленных на получение такого согласия или установления собственника тепловой сети, не приняло.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Следовательно, для установления в действиях МП «АТС» состава правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо, чтобы предприятие занимало доминирующее положение на товарном рынке и совершало действия (бездействие), которые ущемляют интересы других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Согласно части 4 статьи 5 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

Хакасским УФАС России установлено, что доля МП «АТС» на рынке теплоснабжения в географических границах города Абакана превышает пятьдесят процентов, то есть положение предприятия в описанных географических границах является доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета. Доказательств того, что положение МП «АТС» на товарном рынке теплоснабжения не может быть признано доминирующим, не представлено.

Кроме того, установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов (абзац 3 пункта 13 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

МП «АТС» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35% (http://reestr.fas.gov.ru/welcome/showreg/51). Согласно данным реестра доля Предприятия на рынке теплоснабжения в географических границах города Абакана превышает 65%.

Таким образом, МП «АТС» занимает доминирующее положение на товарном рынке теплоснабжения в географических границах города Абакана.

Действия предприятия, выразившиеся в несоблюдении требований Правил № 307, нарушают запрет, предусмотренный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку ущемляют интересы «…».

Исследовав материалы дела, Комиссия управления по рассмотрению настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу, что в действиях МП «АТС» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно положениям статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Вместе с тем, учитывая приобретение предприятием доли в праве собственности на тепловую сеть, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации доли в праве, выданным 15 августа 2013 года (19 АА 556023), а также договором купли-продажи от 26 июля 2013 года, заключенным «…» с некоммерческой организацией «Муниципальный жилищный фонд города Абакана» и МП «АТС», основания для выдачи предписания отсутствуют.

Также отсутствуют основания для прекращения рассмотрения настоящего дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, так как, учитывая характер совершенного правонарушения, возникновение у предприятия права собственности на тепловую сеть после осуществления технологического присоединения, не свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

1. Признать положение МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» доминирующим на рынке теплоснабжения в географических границах города Абакана.

2. Признать действия МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети», выразившиеся в подключении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Ломоносова, 24Б, к системам теплоснабжения без согласия «…», нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

 

Председатель Комиссии К.А.Лебедева

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

Е.А. Исакова

 

К.О. Кыжинаев

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 16-А-Т-13 [format] => [safe_value] => 16-А-Т-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы - Липина Ольга Олеговна.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-21 07:33:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-05 07:33:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1382340930 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )